Header Ads

ПОИСК НОВОГО ОБЩЕНИЯ - DATING NEW

Что не так с главным законом для бизнеса, кто защитит хайтек и что будет со ставкой

 
 
Утренняя рассылка
 
Подписаться
 
Пригласить друга
 
 
11 декабря 2019 года Веб-версия
 
Закон о защите инвестиций принят в первом чтении, но теперь он никому не нравится
 
Самый главный закон, написанный для бизнеса, может стать для него главной проблемой. Закон о защите и поощрении инвестиций, о котором в правительстве спорили два года, принят в первом чтении, но все его критикуют.

10 декабря разработанный Минфином законопроект о защите и поощрении инвестиций был принят Госдумой в первом чтении. О нем шли долгие споры в правительстве, бизнес задействовал свои свои лоббистские возможности, и в итоге его начали называть «инвестиционным кодексом» или главным законом для бизнеса. Но, дойдя до Думы, критиков у документа оказалось намного больше, чем сторонников. О том, как должен работать этот закон, мы подробно рассказывали здесь.

Вчера на законопроект обрушились и глава РСПП Александр Шохин, и помощник Владимира Путина по экономике Андрей Белоусов. Первый сообщил, что в нынешнем виде законопроект вместо стимулирования инвестиций грозит «инвестиционной паузой». Второй заявил, что «закон достаточно сырой, многоаспектный, вряд ли возможно его принятие в текущем виде», пишут «Ведомости» и «Коммерсант». Вот главные проблемы:
 
Пока новые механизмы защиты выглядят полезными только для самых крупных проектов. Шохин предложил Минфину снизить пороги для предпринимателей, открыв доступ к подписанию «стабилизационных» соглашений представителям малого и среднего бизнеса.
Законопроект написан так, что для одних инвесторов — например, в крупные промышленные активы — условия ведения бизнеса улучшатся, зато для всех остальных — например, инвесторов в инфраструктуру — резко ухудшатся.
В отдельных случаях законопроект прямо противоречит действующим нормам, в том числе международным. Например, он гарантирует защиту инвестиций только российских компаний, что противоречит правилам ВТО. Иностранцы не смогут претендовать на преференции и должны будут согласовывать с ФАС любые сделки в отношении российских компаний — а это противоречит еще и нормам ЕАЭС.
Законопроект ужесточает условия, на которых инвесторы входят в проекты. Существующие режимы поддержки, в том числе территорий, в отдельных случаях больше защищают инвесторов, считает губернатор одного из регионов.
Под ударом оказались концессии и проекты ГЧП, в том числе запланированные и уже запущенные. Например, законопроект требует предоставлять господдержку только проектам, которые будут приносить доход бюджету. Минфин думает над тем, чтобы исключить их из законопроекта.
 
Уже понятно, что ко второму чтению законопроект будет дорабатываться. Но что именно и как в нем изменится — неясно.
 
Что мне с этого?
Инвестиции и нацпроекты — главная надежда властей на рост экономики. Пока Россия перестала подниматься даже в предельно формализованном рейтинге Doing Business. Но, согласно указам президента, за его текущий президентский срок доля инвестиций в экономике должна вырасти на 4 п.п., до 25% ВВП. Чтобы выполнить эту задачу, правительство было готово раздавать инвесторам льготы и компенсировать из бюджета риски ухудшения условий ведения бизнеса. Но предлагаемый механизм пока никого не устраивает.
 
ДЕНЬГИ
 
Что будет со ставкой
В пятницу ЦБ проведет последнее в 2019 году заседание с решением по ключевой ставке. Консенсус-прогноз Reuters 24 голосами из 30 уверен в очередном снижении, большинство экономистов считают, что дело ограничится 0,25 п.п. С начала года ЦБ уже снизил ставку на 1,25 пункта — с 7,5% до 6,25%, но инфляция продолжает замедляться (к началу 2020 года может упасть до 2,8%), рубль — укрепляться, а бюджетная политика остается сдержанной, перечисляют причины «Ведомости». Инфляция не растет из-за стагнации, а где-то и рецессии в экономике, говорят экономисты: за счет повышения НДС и роста собираемости налогов из экономики было изъято много денег, которые пока не вернулись в виде расходов бюджета.
 
Из «Иннопрактики» в омбудсмены
В России появится специальный бизнес-омбудсмен по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров — такой пост теперь есть в аппарате Бориса Титова. Кандидат найден самый подходящий — первый заместитель Катерины Тихоновой в фонде «Иннопрактика», ведущая программы «Наука» на канале «Россия» и жена главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Наталья Попова. В ее задачи войдет продвижение мер госполитики для развития инновационных компаний — например, ликвидация избыточного регулирования и создание налоговых стимулов, защита прав предпринимателей в этой сфере. Муж Поповой Кирилл Дмитриев подавал в суд поручительство за основателя Baring Vostok Майкла Калви после его ареста; через полтора месяца предпринимателя выпустили из СИЗО.
 
Справедливый доход для россиянина
Общественная палата провела опрос среди россиян и выяснила, что только 1% не испытывает чувства социальной несправедливости, а 97% считают, что в стране царит неравенство, которое можно победить уменьшением «демонстративного потребления», еще 80% думают, что проблему нужно решать и повышением социальной ответственности бизнеса. 35% опрошенных считают справедливым, если бы их доход превышал 50 тысяч рублей в месяц.
 
ПРАКТИКА
 
The Beatles пустят в оборот
Одна из крупнейших в мире звукозаписывающих компаний Sony Music Entertainment — обладатель авторских прав на песни The Beatles, но этого ей, кажется, мало. Компания планирует открыть в странах Северной Америки магазины, где будут продавать мерч (футболки, кепки, фигурки) группы, рассказывает The Wall Street Journal. Для масштаба Sony планирует привлечь к проекту местные бренды и крупных ритейлеров вроде Forever 21 и Target. Продажи музыкальных альбомов на физических носителях стремительно падают, объясняют эксперты, теперь покупатели приобретают их на стриминговых сервисах, что приносит правообладателям в разы меньше прибыли. Чтобы хоть как-то восполнить потерю доходов, музыкантов чаще отправляют на гастроли, а их творчество стараются популяризировать с помощью брендированных товаров.
 
Электросамокаты не взлетели
Электросамокаты были едва ли не самой модной темой еще совсем недавно — инвесторы очень верили в этот рынок и щедро инвестировали в появляющиеся стартапы. Но вот первая жертва: американский производитель электросамокатов под бодрым названием Unicorn разорился на покупке рекламы в Facebook и Google. Потратив почти все деньги на продвижение в интернете и получив всего 350 заказов, компания сообщила клиентам, что у нее нет денег даже для того, чтобы доставить один электросамокат, рассказывает The Verge. Возместить клиентам стоимость самокатов (около 45 тысяч рублей за штуку) компания тоже не сможет. Покупатели, которые заказали себе или близким электросамокаты, раздосадованы и называют гендиректора Unicorn Ника Эванса «вором» и «обманщиком».
 
 
Хорошего дня!
Ирина Малкова
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Изменить настройки
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2019, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет