Header Ads

ПОИСК НОВОГО ОБЩЕНИЯ - DATING NEW

Десять лет частного бизнеса, Россия в топе Bloomberg и антиутопические тренды 2020-го

 
 
Вечерняя рассылка
 
Подписаться
 
Пригласить друга
 
 
30 декабря 2019 года Веб-версия
 
Прощайте, 2010-е: как за десять лет изменился российский бизнес
 
В новогоднем спецпроекте «Прощайте, 2010-е» мы уже рассказывали о том, как российская экономика пережила десятилетие: надежды на рост обернулись застоем, зато стабильность удалось сохранить. Как эту обстановку смог использовать российский бизнес? Госкомпании и госбанки еще больше упрочили свое доминирующее положение в экономике, а главными героями частного бизнеса стали интернет-компании, финтех-стартапы и агроинвесторы.
 
Главным достижением, о котором чиновники всегда говорят на экономических форумах, стал взлет России в рейтинге Doing Business — со ­120-го на 28-е место за семь лет с 2012-го по 2019-й. Но рейтинг не в полной мере отражает реальность, оставляя за скобками такие важные обстоятельства делового климата, как давление силовиков, работу судов и защиту инвестиций.
Насколько просто в России вести бизнес, можно оценить по другим показателям. Один из классических — доля малых и средних предприятий (МСП) в экономике. В 2018 году она составляла менее 22% — в большинстве развитых стран эта цифра близка или выше 50%. Растет она медленно — за последние четыре года всего на 2 п.п. Мэр Москвы Сергей Собянин сомневался, что вклад МСП в российскую экономику можно довести даже до трети — для этого придется «закрыть "Газпром" и "Роснефть"» или раздать предпринимателям месторождения, говорил он.
 
 
Доля государства в экономике эти 10 лет росла намного более уверенно: по подсчетам Алексея Кудрина, на 10 п.п., до почти 50%. В январе 2014 года вице-премьер Игорь Шувалов ставил задачу к 2018 году снизить ее до 25%. Не получилось — и неудивительно: большую приватизацию, о которой все говорили в начале 2010-х, так никто и не провел, а одна только «Роснефть» успела купить за $55 млрд ТНК-BP и забрать у Владимира Евтушенкова «Башнефть». Доля государства в банковском секторе после «большой зачистки» Эльвиры Набиуллиной дошла до 70%.
Список национальных чемпионов в бизнесе за 10 лет поразительным образом не изменился вообще. В 2015 году, когда журнал РБК впервые составил свой рейтинг 500 крупнейших компаний, в топ-5 по выручке вошли «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», Сбербанк и РЖД — они же остались лидерами и в 2019 году, даже не поменявшись местами. Из пяти «голубых фишек», выбранных The Bell для сравнения, значительно капитализация выросла только у «Яндекса».
 
 
Рейтинг самых богатых россиян тоже изменился мало. За 10 лет топ-10 списка Forbes разбогатели на $111 млрд, а новичков только двое — Геннадий Тимченко и Андрей Мельниченко. Не изменилось даже состояние богатейшего человека России. В 2011 и 2019 годах Forbes оценивал его в одну и ту же сумму — $24 млрд, только тогда это была оценка состояния Владимира Лисина, а теперь — Леонида Михельсона.
Но были и хорошие новости: те отрасли, где бизнес в России строился с нуля (интернет) или на пепелище (сельское хозяйство), смогли показать хороший рост, а где-то (финтех, сервисы такси) и опередить западные страны. Рынок электронной торговли за 10 лет вырос в девять раз, по уровню проникновения финтех-услуг (82%) Россия заняла третье место в мире, а в рейтинге стран, чьим жителям выгоднее ездить на такси, чем владеть личным автомобилем, — первое. В сельском хозяйстве государство показало, что при желании (и отсутствии намерения захватить рынок самому) умеет грамотно стимулировать частный бизнес — субсидии по кредитам в рамках нацпроекта «развитие АПК» помогли, например, снизить долю импорта на мясном рынке с 20–25% до 5%.
 
Что мне с этого?
Если оставить в стороне очевидную опасность занятий частным бизнесом в российском деловом климате (о ней говорят 84,4% бизнесменов), можно сделать вывод, который будет актуален и в 2020-е: лучший способ преуспеть в России — раньше всех угадывать новые тренды и создавать бизнес на новом рынке, пока туда не пришли интернет-гиганты. Второй вариант — грамотно пользоваться государственными льготами, но, как и любое вступление в отношения с государством, это увеличит ваши риски.
 
ДЕНЬГИ
 
Лучший рынок — российский, лучшая валюта — украинская
Возможно, главная хорошая новость 2019 года — бурный рост российского фондового рынка. Bloomberg включил российские бумаги в число самых выгодных активов года, а Россию в целом — в топ-3 самых интересных инвестиционных историй: рост долларовой доходности в России оказался лучшим в мире. Вложив $10 000 в долларовый индекс РТС, к 27 декабря инвестор имел бы на счету $15 400, подсчитало агентство. А вот на валютном рынке лучшей из более чем 130 отслеживаемых Bloomberg валют оказалась украинская гривна — она укрепилась на 19%. Но больше всего денег смогли заработать инвесторы самого подорожавшего стартапа — производителя искусственного мяса Beyond Meat: после IPO он вырос в цене в 10 раз.
 
Последний день газовой войны
«Газпром» и «Нафтогаз Украины» не были бы «Газпромом» и «Нафтогазом», если бы не дотянули переговоры о новом пятилетнем контракте на транзит до 31 декабря, когда истекает действующий. Стороны уже урегулировали все взаимные претензии: «Газпром» заплатил «Нафтогазу» $2,9 млрд, присужденные Стокгольмским арбитражем, сегодня подписали соглашение об отказе Украины от антимонопольных претензий на $7,4 млрд и завершили четырехдневный «переговорный марафон» по контракту, но подписанного документа все еще нет. Впрочем, сомневаться в том, что 31 декабря он появится, не приходится: все принципиальные противоречия разрешены, а условия контракта известны.
 
ПРАКТИКА
 
Антиутопии 2020 года
Технологии улучшают жизнь большинства, но жизнь некоторых рушат — спросите у 100 тысяч сотрудников Сбербанка, которым грозят увольнением роботы. Fast Company составила список самых антиутопичных технологий 2020 года. В него вошли новые программы для хакеров, технология редактирования генома (в Китае за него буквально сегодня вынесен первый тюремный приговор) подделка фотографий и видео (deepfake), развитие искусственного интеллекта и его преднамеренное использование во вред.
 
Почему мы стесняемся роскоши
Даже до появления Греты Тунберг многие люди признавались, что не могут носить дорогие вещи: браслет с бриллиантами прекрасно смотрится в шкатулке, но на руке своей владелицы он может перестать нравиться, а на дорогой вечеринке с шампанским Dom Pérignon многие будут некомфортно себя чувствовать рядом с теми, кто его спокойно пьет. Недавняя статья в журнале Consumer Research объяснила это явление: согласно результатам 9-летнего исследования, ассоциации с превосходством и привилегиями, которые делают роскошь столь желанной, заставляют их владельцев чувствовать, что они только играют роль успешного и богатого человека.
 
Это последняя вечерняя рассылка The Bell в 2019 году. С 9 января 2020-го мы вернемся к вам в обычном режиме. С наступающим Новым годом!
 
 
Хорошего вечера!
Петр Мироненко
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Изменить настройки
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2019, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет