Блокировки, развлечения и космос: технопрогнозы для России на 2019 год | | Мы уже подводили цифровые итоги года и давали прогнозы для всего мира. А что будет в России? Главный вопрос, учитывая внесенный в конце 2018 года законопроект о «суверенном рунете», — будущее госрегулирования в сети. В течение последних лет власти понимали регулирование инноваций и цифровой сферы как запреты и блокировки. Пользователи хорошо запомнили закрытие LinkedIn и Slideshare (огромная потеря для бизнеса), крестовый поход против Telegram и поиск экстремизма там, где его нет. Постоянные неудачи не переубедили чиновников, но научили их обращению к техническим экспертам. | | Суверенный рунет. В 2019 и 2020 годах Россия попытается изыскать средства на две связанные цели: - Обеспечение автономии каналов связи на случай международных конфликтов и изоляции.
- Постановка под контроль Роскомнадзора всей канальной инфраструктуры провайдеров.
Именно эти две цели заложены в текст законопроекта Андрея Лугового и Андрея Клишаса. На внедрение систем фильтрации трафика, позволяющих управлять каналами провайдеров без ведома самих провайдеров, понадобится до 20 млрд рублей. В бюрократическом аспекте Роскомнадзор превратится в мегарегулятора сегмента сети с 90 млн пользователей, обладающим не только возможностью перекрыть любой канал связи, но и владеющим собственной системой DNS — альтернативной мировой, то есть американской. Это все больше походит на тоталитарный контроль. Законопроект «о суверенном интернете» — не спонтанная инициатива для того, чтобы «выключить» в России Telegram или Facebook, объяснял после его внесения собеседник The Bell, близкий к администрации президента. Идея об автономном интернете прорабатывается с 2014 года, когда против России были введены первые западные санкции, а Кремль решил, что бесконтрольный интернет – одно из самых уязвимых наших мест. В том, что законопроект будет принят, сомнений нет. Но на его реализацию уйдет еще как минимум несколько, если не десяток, лет, считает собеседник The Bell. | | Электронные госуслуги. Централизация цифрового управления, впрочем, не всегда обязана выглядеть антиутопией. Опыт Москвы и других крупных городов по цифровизации бюрократии можно считать успешным. В 2019 году можно ожидать очевидных следствий: - Расширение спектра услуг для граждан и упрощение их получения;
- Усиление регулирование банковской сферы и попытки налоговиков разработать прозрачный механизм взимания налогов;
- Продолжение слияния баз данных различных ведомств, унификации структуры персональных данных граждан в базах. В 2018 году именно техническая проблема не позволила московской ГИБДД вынести 5,4 млн постановлений о штрафах. В 2019 и 2020 годах таких конфузов должно стать меньше.
- В 2019 году гораздо сильнее станет заметно злоупотребление собранной государством информацией. Уже сейчас почти каждая БД крупной корпорации, ведомства или банка попадает в руки торговцев информацией. Информацию, которая хранится в единых базах, гораздо проще украсть. Вполне вероятно, что кризис приватности у российских технократов разразится как раз в ближайшие два года.
- Вряд ли преодолеть этот кризис поможет инициатива Минкомсвязи, пытающегося запретить гражданам и юридическим лицам создавать публичные базы персональных данными, полученных из государственных информационных систем (ГИС). Эта и подобные инициативы лишь передвинут в серую область всех, кто хотел оставаться в белой.
| | Развлечения. На рынке развлекательного интернет-контента сейчас доминируют крупные иностранные игроки — держатели контент-агрегаторов и магазинов приложений. Несмотря на все усилия чиновников, рынок этот изучен и регулируется довольно плохо: - Еще в 2017 году вступил в силу закон «о налоге на Google», который заставил иностранные компании платить НДС с покупаемых россиянами услуг и контента. Это затронуло как Google, Microsoft и Facebook, так и крупные магазины контента — например, App Store и Steam.
- Потребители, решившие сэкономить, к 2019 году вполне освоили оплату через зарегистрированные за рубежом платежные средства, а также покупки в других страновых версиях магазинов.
- Власти не знают точно, каков размер индустрии видеоигр и цифрового контента, и лишь делают первые оценки с помощью экспертов. PwC в августе оценила российский рынок игр и медиа в $24 млрд — это очень лакомый кусок.
- В 2019 году сфера цифровых развлечений может стать следующей целью чиновников — это одна из немногих крупных отраслей, которые оставались неотрегулированными, потому что жл них еще не доходили руки. Курс на цифровизацию экономики дает повод заинтересоваться этой частью жизни граждан.
| | Торговля. Естественно, россияне покупают не только цифровые товары. В 2019 и 2020 году Россия попытается взять под контроль огромный поток товаров из-за рубежа, которые граждане заказывают на Aliexpress, Tmall, Amazon и других маркетплейсах. Цена вопроса — 2 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается российский рынок электронной коммерции. - Яндекс запускает свой «русский Amazon», состоящий из переформатированного агрегатора Яндекс.Маркет, а также маркетплейса beru.ru (товары российских компаний) и магазина bringly (доставка от зарубежных партнеров);
- В начале 2019 года начнет работу совместное предприятие Aliexpress Russia, совладельцы которого с российской стороны — РФПИ, «Мегафон» и Mail.ru Group;
- В 2019 году порог беспошлинного ввоза товаров в Россию на машине или поезде снизится втрое, с $1500 до $500. Схожего понижения беспошлинных порогов следует ожидать и для посылок. Другими словами, заказывать и доставлять посылки из-за рубежа, скорее всего, станет дороже.
| | Космос. Россия встретит 2019 год на совершенно новом глобальном рынке космических запусков и связи. - Космическая программа России находится не в лучшей форме: Китай стал лидером по запускам (39 к 29 декабря), обойдя США (31) и оттеснив РФ (20) на третье место. Ключевой фактор успеха Китая — разрешение частному капиталу вкладываться в космические проекты. Даже американская критика китайской космической программы опирается на сравнение объемов частных инвестиций в эту отрасль в США. В 2019 и 2020 году зарегулированная российская космическая отрасль вряд ли будет реформирована таким образом.
- Россия продолжает блокировать развертывание сети спутников OneWeb, которые призваны покрыть всю планету широкополосным интернетом. В 2016 году частоты OneWeb выдали проекту-фантому (с ним OneWeb пытается слиться, чтобы получить лицензию). В 2018 против OneWeb выступила ФСБ, лишив «Роскосмос» заказа на миллиард долларов. Мы не знаем, чем закончится противостояние ФСБ, космических корпораций и OneWeb. Именно поэтому покрытие территории России надежным широкополосным спутниковым интернетом остается одной из самых больших интриг 2019 и 2020 годов.
| | Итоги. Все написанное может показаться достаточно пессимистичным, однако российский бизнес сохраняет оптимизм, выходит на новые рынки, либо находит новых владельцев: - Яндекс выходит на новые рынки: испытывает в Израиле свои беспилотные автомобили, запустил музыкальный сервис и зарегистрировал мировой бренд Yango;
- Российские стартапы, особенно в области искусственного интеллекта, продолжают быть привлекательными для мирового бизнеса. Характерный пример — покупка основанного россиянами Teleport мессенджером Snap за $8 млн.
- Транснациональным компаниям выходцев из России также удается находить покупателей. Например, в декабре 2018 стало известно, что корпорация Parallels с офисами в 10 странах мира продана канадской Corel.
| | ![](https://gallery.mailchimp.com/b530a21bdb66886faa9d1b7fd/images/5972a41f-98dc-4d45-a59e-95840164add8.png) Хороших праздников! Александр Амзин | | Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера. Чтобы оставить нам отзыв, пишите на info@thebell.io. | | Вы всегда можете обновить свой профиль или отписаться от рассылки. The Bell © 2019, Все права защищены. | | | |
Post a Comment